Статьи

Тантрические Пульсации: от животных корней к духовному цветению / Отрывки из книги Аниши Л. Диллон

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Об истории возникновения Ошо Пульсаций.

...Я заинтересовалась идеями Райха и уже посетила в Сан-Франциско лекцию Чарльза Келли, ученого и психолога, который, как я упоминала в Главе 1, лично учился у Райха в 1950-е годы.

Вместе со своей женой Эрикой, Келли применял и развивал принципы Райха в области эмоционального оздоровления. Он назвал свой подход «Нео-Райхианское обучение “Радикс”» и проводил публичные семинары в своем Институте «Радикс» в Южной Калифорнии.

Только что окончившая университет, с дипломом по философии и политическим наукам, я была настроена на приключения и была достаточно заинтригована лекцией Келли, чтобы отправиться из Сан-Франциско на юг для участия в группе выходного дня...

...Сила и трансформирующий эффект работы супругов Келли произвели на меня настолько сильное впечатление, что я переехала в Санта-Монику и училась у них в течение двух лет, чтобы стать практикующим райхианским терапевтом. Чтобы быть точной, мне следует использовать термин «Нео-Райхианский», потому что именно так Келли отделял себя от более ортодоксальных и традиционных последователей Райха...

...Примерно через год после завершения моего обучения мне повезло стать терапевтом в институте Эсален в городе Биг Сюр, Калифорния. В начале семидесятых этот институт являлся генератором новаторской терапии, перекрестком и местом встреч практически для всех, кто занимался развитием новых методов личностного роста и исследования личности. Фриц Перлз, разрабатывавший гештальт-терапию, работал здесь последние годы своей жизни. Такие терапевты как Дик Прайс, Билл Шютц, Джоана Хэлифакс, Станислав Гроф, Бернард Гюнтер, Габриэль Рот, Ида Рольф и многие другие в то время также либо жили здесь постоянно, либо бывали проездом.

В Эсалене были представлены также и духовные направления. Сюда часто приезжал Алан Уотс, человек, сделавший очень много для того, чтобы познакомить западное мышление с восточными философиями - особенно с Дзен. Олдос Хаксли, написавший о духовном аспекте галлюциногенных наркотиков в своей книге «Двери восприятия», также несколько раз посетил Эсален. Впоследствии одно из главных помещений для групповой работы и в институте было названо в его честь.

Когда я приехала в Эсален, в моде у всей американской молодежи была Индия. Путешественники, вернувшиеся в институт с Востока, читали лекции о системе чакр, вели курсы йоги и обучали различным видам медитации.

В целом это составляло крепкий коктейль из западной психотерапии и восточной духовности, и, работая и живя на территории института, я пила его с удовольствием. Примерно в это же время я услышала о необычной технике «хаотической медитации», созданной индийским мистиком по имени Бхагван Шри Раджниш, и очень скоро у меня появилась возможность ее попробовать.

Супруги Келли организовали для меня турне по Европе, чтобы я провела группы в нескольких странах. В Лондоне я встретилась с учениками Раджниша и присоединилась к ним, чтобы опробовать их одночасовую хаотическую технику, известную как «Динамическая медитация»...

...Я попала в Индию через Европу, где, как уже упоминалось в Главе 3, я начала проводить группы по Райхианской терапии. В Лондоне я впервые познакомилась с саньясинами (так называют учеников Ошо), и именно они показали мне Динамическую медитацию. Оттуда я улетела в Бомбей, или в Мумбай, как он сейчас называется...

... Ошо сказал, что ждал меня, и я подумала, что это замечание, возможно, как-то связано с тем, что я груплидер из Эсалена. Я уже послала ему экземпляр моего буклета «Пульсация и чувство» с дарственной надписью, в которой предоставляла себя и мои умения в его распоряжение. Этот буклет до сих пор находится в личной библиотеке Ошо.

Я знала, что в ашраме предлагалась широкая программа западных методов терапии и восточных медитаций, и мне казалось вполне естественным, что если я собираюсь пробыть в нем какое-то время, то я буду здесь также и работать...

...К моему удивлению и радости, Ошо говорил и о Вильгельме Райхе. Он сказал, что хотя Райх не имел представления о Тантре, разработанные им методы исцеления сексуальных проблем сходны с тантрическими техниками, созданными несколькими тысячелетиями раньше.

Он соглашался с принадлежащей Райху теорией мышечного панциря - с тем, что тело несет в себе прошлые воспоминания, скапливающиеся в мышцах в виде хронического напряжения. Ошо говорил также, что описываемое Райхом расширение энергии тела, когда человек ощущает любовь, и ее сжатие, когда любви нет, это, по сути, описание человеческой ауры, о которой на Востоке также было известно в течение многих веков.

"Он был одним из величайших революционеров в истории и остался неизвестным, неоцененным и забытым", - заметил Ошо, добавив, что учение Райха способно еще сильнее раскрыть свой потенциал, если его развивать совместно с Тантрой. Когда в апреле 1977 года я начала проводить свою собственную группу, Ошо назвал ее «Анаттой», буддийским термином, означающим «не-я»...

...В начальный период ведения «Анатты» моя работа не претерпела каких-либо радикальных перемен. Имелось некоторое количество упражнений и структур, которым я научилась у Чака и Эрики Келли и которые использовались в практике «Радикс». Они и составили основу пятидневной группы, которую я проводила. Я не торопилась менять свой стиль работы, и никто меня к этому не подталкивал. Я знала, что некоторые терапевты получали от Ошо подробные указания относительно того, что они должны были делать в своих группах, но со мной ничего подобного не было...

...Время от времени на даршане кто-либо из участников, сидевших перед Ошо, описывал что-то из того, что с ним происходило - возможно, энергетически, в теле, или, может быть, с точки зрения психологии.
Когда это происходило, Ошо иногда поворачивался ко мне и спрашивал: «Что ты об этом думаешь, Аниша?» Я говорила то, что с моей точки зрения казалось весьма поверхностным и очевидным: например, указывала на сжатие в области диафрагмы и связанную с ним неспособность глубоко дышать - в общем, не высказывала ничего особенно мудрого в терминах духовности или медитации. Однако Ошо кивал и говорил: «Это совершенно правильно», а затем возвращался к разговору с этим человеком.

В результате я ощущала его общую поддержку. По существу, Ошо предоставил мне очень много пространства, чтобы я занималась своей работой так, как считаю нужным. Оглядываясь назад, я вижу, что изменения, произошедшие в моей практике, выросли не из каких-либо идей, теорий или указаний, но из моих собственных личных переживаний, полученных в энергетическом поле Ошо...

...Примерно годом позже я почувствовала, что хочу создать группу другого типа. Я всегда работала структурированным образом, а сейчас ощутила, что мне будет интересно действовать без структуры и что это станет для меня вызовом.

Я спросила у Ошо, можно ли мне провести трехдневную группу, на которой я могла бы поэкспериментировать с отсутствием структуры, и он поручил мне группу под названием «Сахадж», что на древнем индийском языке санскрите означает «спонтанность».

Проводя «Сахадж», я с интересом наблюдала, как энергия день ото дня скакала в различных направлениях. Иногда я помогала ей, иногда я просто позволяла участникам поладить с ней самостоятельно. Иногда вся группа целиком просто сворачивалась в один большой клубок, расслабляясь и ничего не делая. Затем энергия вдруг каким-то образом переключалась, и в группе происходил взрыв: люди начинали носиться по комнате, играть как дети, вопить и кричать. Затем энергия снова менялась, успокаивалась, становясь, к примеру, более мягкой и чувственной.

Именно благодаря ведению этой группы я научилась доверять спонтанному потоку энергии внутри группы людей, очень напоминающему ту динамику, которую вы видите в косяке рыб или в стае птиц, когда все они внезапно меняют направление. Я также попросила разрешить мне вести группу, называемую «Пульсации». Мою первую группу с этим названием, чтобы поэкспериментировать с тем, чему я училась на энергетических даршанах...

...После того, как Ошо был арестован, посажен в тюрьму и в ноябре 1985 года депортирован, он объехал весь мир в поисках нового места пребывания, но, в конце концов, вернулся в Пуну. Там в 1987 году я вновь присоединилась к нему и стала снова вести группы в начавшем вырастать вокруг него новом сообществе.
Именно в это время я начала проводить обучающие тренинги, позволяющие людям приобрести практический опыт работы с райхианскими техниками и проведения индивидуальных сессий. Тогда же я стала называть райхианскую практику «Пульсациями»...

 
© 2024 Пульсации / Нео-Райхианские Пульсации